Интересное
Барокко там, где быть не может. Неожиданная церковь
30 октября
Вы видели православный храм, построенный в католических традициях? А увидеть легко, ведь он совсем рядом от столицы – в подмосковном посёлке Дубровицы, это буквально 16 километров от МКАД.
Знаменская церковь более 300 лет стоит на высоком холме у слияния Пахры и Десны.
prev next

Возвели её по велению тогдашнего владельца дубровицкой усадьбы боярина Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра Великого. Несколько забавно, что боярин, по некоторым сведениям, начал заниматься храмом, оказавшись в опале у царя и вынужденно уехав в Дубровицы. А ведь не рассердись Пётр на своего «дядьку», как знать, получила ли русская архитектура этот шедевр?

Будучи в имении, заскучавший Голицын задумал поменять деревянную церковь на каменную и рьяно принялся за дело: предшественницу отправили в соседнюю деревню Лемешёво, а строительство новой, начатое в 1690-м, было доверено специально приглашённым специалистам.

Кто именно сооружал церковь, достоверно неизвестно. Предполагают, что, по крайней мере, часть мастеров была выписана из-за границы, скорее всего, из Италии. А вот стройматериал для храма брался исключительно отечественный – подольские земли издавна славились своим белым камнем. Из него и сложен храм. Но не камень здесь представляет главный интерес.

Лишь только подъезжая к Дубровицам, поражаешься тому, что видную издалека церковь венчают не традиционные купол, шлем или маковка, а – корона, состоящая из восьми дуг.

Другая яркая особенность Знаменской церкви – обилие украшающих её скульптур. Снаружи наиболее заметны те, что располагаются у главного входа: с левой стороны Григорий Богослов, с правой – Иоанн Златоуст. Это не говоря об изваяниях апостолов, многочисленных ангелах, цветах и даже фруктах.

Не менее примечателен интерьер, также изобилующий скульптурами. Самой крупной композицией является «Распятие» - центральный сюжет Страстей Христовых. Первоначально все запечатлённые в камне сцены сопровождались надписями на латыни – просто крайняя степень экзотики для православного храма. В XIX столетии митрополит Московский Филарет распорядился перевести их на церковнославянский язык. Но во время реконструкции 2004 года латынь вернулась на свои места.

Вообще, у Знаменской церкви отношения с официальными церковными властями с самого начала складывались непросто. Строительство храма было завершено в 1697-м, однако освятить его удалось лишь в 1704-м: патриарх Адриан отказался от необходимого действа, посчитав церковь слишком «католической».

Наконец, 22 февраля (по новому стилю) 1704 года митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) освятил храм в присутствии монарха, известного пропагандиста всего европейского – от бритья бород до, как выяснилось, православного барокко. Характерная деталь: Пётр I, будучи ребёнком, неоднократно бывал в Коломенском, где церкви гораздо «традиционнее» дубровицкого чуда. Но воспоминания детства не помешали ему отдать должное смелой идее Голицына.

«Ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее и обаятельнее просто не выдумать!» Так высказался о Знаменской церкви в 1910 году искусствовед Сергей Маковский.

И всё это обаяние прямо под рукой. Как мы уже говорили – всего 16 километров от МКАД.