Интересное
Быстробусы XXI века
26 февраля
Общественный – значит персональный

Водители под угрозой: далеко не все существующие и перспективные пассажирские системы подразумевают, что перевозки происходят при непосредственном участии человека. Пожалуй, есть лишь одно обстоятельство, способное дать водителям шанс на будущее…

prev next
  • Источник: http://ecology.md
  • Источник: http://ecology.md
  • Источник: http://ecology.md

Мировые концерны всё смелее экспериментируют с беспилотными автомобилями, регулярно представляя вниманию публики ноу-хау, способные обеспечить передвижение машины без участия водителя.

Но признанный лидер этих экспериментов – корпорация Google, к автомобилестроению отношения не имеющая. Её «Гугломобиль», способный просчитывать дорогу и разумно действовать в самых неожиданных ситуациях, уже официально допущен на дороги Невады, Флориды и Калифорнии. Сооснователь Google Сергей Брин убеждён, что в ближайшей перспективе этот беспилотный автомобиль станет полноценным коммерческим продуктом.

Между тем, кое-где с экспериментами уже покончено, и пассажиры получили в своё распоряжение действительно беспилотный транспорт.

Моргантаун, США: здесь действует старейшая, и самая развитая в мире система Personal Rapid Transit, в переводе с английского - «персональный скоростной транспорт». Линия, которая ведёт свою историю ещё с 70-х годов прошлого века, протянулась на 18,2 км, объединив три кампуса Университета Западной Вирджинии. Между 5-ю её станциями, по специально выделенным путям, курсируют 73 своеобразных «трамвайчика», способных разгоняться до 50 км/ч.

Аэропорт Хитроу, Лондон: здесь с 2011 года действует сеть ULTra – она объединяет 21 «маршрутку», передвигающуюся на расстоянии 3,8 километра между терминалом №5 и парковкой длительного хранения. Машины ездят по специальному жёлобу, их максимум – 40 км/ч, остановки – в специально предусмотренных местах. Были планы по расширению сети на территорию всего аэропорта, но они пока не реализованы.

Подобные системы успешно функционируют также в южнокорейском Санчхоне, амстердамском аэропорту Схипхол и в Абу-Даби (ОАЭ).

Схожим образом развивается подземный пассажирский транспорт. Первые поезда без машинистов появились в метрополитене Копенгагена в 2002 году. Автоматика следит за остановками, скоростью, отслеживает техническое состояние состава, контролирует как открывание дверей, так и температуру в вагонах. Сейчас с такими же поездами можно познакомиться в подземках Лондона, Парижа, Милана, Нюрнберга.

Но что рельсовый пассажирский транспорт! Технологии позволили создать автобус, передвигающийся по заданному маршруту без водителя. Пионером их промышленного производства выступила французская компания Induct Technologies со своим Navia, автобусом на электрической тяге. Первая их партия была закуплена Сингапуром и пущена по двухкилометровому пути от бизнес-парка CleanTech до технологического университета. Скорость – комфортные 20 км/ч, вместимость – 8 пассажиров.

В общем, пока автоконцерны и примкнувший к ним Google продолжают эксперименты над беспилотной техникой, предназначенной для частного пользования, перспективы общественного транспорта вырисовались окончательно. Повсеместное внедрение свободных от человеческого вмешательства трамваев и автобусов действительно грозит оставить без работы десятки миллионов вагоновожатых, машинистов, профессиональных шоферов.

Что же касается частных автомобилей, то, наверное, единственное, что может воспрепятствовать окончательному торжеству беспилотной пассажирской техники в данной сфере – это желание человека получать искренне удовольствие от вождения. А роботы пусть трудятся в пассажироперевозках.