Не зная броду…
Сначала следует обозначить цель. Например, добраться из пункта «А» в пункт «Б» при том, что дороги в этом направлении отсутствуют. Главное – доехать безопасно. То есть с минимальным риском для человека, окружающей среды и автомобиля. Обязательно в такой последовательности! Отсюда следует ключевое понятие – «оценка риска». Когда риск высок, его нужно минимизировать: если можно объехать яму, ее надо объехать. Штурмовать препятствие при таком взгляде на бездорожье просто глупо.
Если миновать препятствие нельзя, его нужно форсировать. Для этого нужно выйти из автомобиля и произвести оценку риска — понять, что может произойти, предполагая худший вариант развития событий, и затем принять меры, дабы этого не произошло. Следует поднять подвеску (либо, наоборот, опустить), включить пониженную передачу или требуемый внедорожный режим. Затем улучшить внешние условия: подложить под колеса бревна или ветки, использовать лопату… Словом, потратить время на подготовку, чтобы потом не вытаскивать застрявшую машину.
Всегда нужно учитывать, что развитие событий может пойти не по плану и придется отступить. То есть надо выяснить, удастся ли в случае неудачи вернуться назад. К примеру, если при совершении подъема ничего не выйдет, получится ли безопасно съехать вниз.
Не спеши
Первый принцип, который необходимо усвоить, звучит так: «Настолько медленно, насколько это возможно; настолько быстро, насколько это необходимо». С его помощью преодолеваются все препятствия. В общей сложности типов препятствий в школе Land Rover Experience насчитывают пять: глубокий брод, глубокая колея, подъем, спуск и боковой уклон.
Надо сказать, что большинство моделей Land Rover оснащено уникальной системой Terrain Response. В сложных условиях эта умная система берет на себя львиную долю работы водителя: самостоятельно включает пониженную передачу, блокирует дифференциалы, активирует или, наоборот, выключает систему стабилизации и задействует тормоза. Водителю нужно лишь в зависимости от покрытия выбрать один из вариантов настроек: «колея», «камни», «песок» или «грязь». С помощью этой системы даже неопытный автомобилист может справиться с серьезным бездорожьем. Однако дополнительные навыки никогда не бывают лишними.
А напоследок несколько прописных истин. Во всех условиях движения предельно аккуратно пользоваться рулем, педалью акселератора и тормозами. На бездорожье можно выезжать только с полным баком топлива. Перед выездом проверить шины. После бездорожья снова их проверить и опять заправиться, если придется съехать с трассы еще раз. Не забыть зарядить телефон и взять с собой автомобильную «зарядку». Сообщить знакомым, когда и куда вы выезжаете, когда примерно можете прибыть в пункт назначения. В холода стоит взять с собой теплые вещи. И лучше не ехать в одиночку.
Бездорожье не терпит беспечного к себе отношения. Но если пользоваться приведенными рекомендациями, оно станет вполне преодолимым.